Духовно-нравственное воспитание школьников в работе классного руководителя
Духовно-нравственное воспитание один из ключевых аспектов в развитии личности ребёнка. В школе оно формируется непосредственно на уроках русского языка и литературы, истории, ОРКСЭ (основах религиозной культуры и светской этики), а также во внеурочной деятельности школьников и классного руководителя. В течение трёх лет наша школа работает над темой духовно- нравственного направления «Воспитательное пространство в формировании культуры толерантного мышления». Выбор этой темы неслучаен, это не дань моде на толерантность, о которой так много говорят и пишут, для нас эта тема актуальна: в нашей школе учатся и воспитываются дети разных национальностей, преимущественно татарские и русские, они должны жить в гармонии и содружестве, уважая друг друга. Традиционно во всех классах проводятся Дни толерантности (16 ноября). Каждый год он проводится в разных формах.
Например, в моём 8-м классе в прошлом году в виде интерактивной беседы, в ходе которой вырастили Дерево толерантности, составили Кодекс Уважительного отношения друг к другу; провели тренинг, дети дружно работали в группах, вспоминая традиционную кухню, рисуя плакаты на тему классного часа, говорили комплименты каждому участнику игры, учились работать сообща.
Как классный руководитель планирую и провожу тематические часы духовно-нравственного содержания. Основной формой воспитательной работы в классе по-прежнему остаётся классный час. По мнению некоторых учёных, он выполняет следующие воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определённого отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, выработке нравственной оценки событий и явлений. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.
Направляющая функция предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, преобразование теоретических знаний в практические. Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, сотрудничать. В своём 8-м классе в прошлом учебном году такие часы реализовывали цели: -пробуждать интерес к своим историческим корням, -воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли; - формировать активную гражданскую позицию, помочь детям в социализации, осознании себя, семьи частью своей родины.
Классные часы в 7-м классе духовно-нравственного направления. 2014-2015 учебный год
Дата | Тема классного часа, его форма | Деятельность школьников |
октябрь | Герои земли Русской (День воинской славы России. Куликовская битва)/ репортаж из глубины веков. | Дети выступали в роли корреспондентов, актёров, исследователей; узнали о днях воинской славы, составили поминальные записки к Дмитриевской субботе о погибших в каждой семье воинах-прадедах, рассказали о них. |
январь | Пришла коляда - открывай ворота/ ролевая игра | Расширили знания о празднике Рождества, приняли участие в обряде коледования |
февраль | На страже Родины (День воинской славы России)/путешествие в глубь веков. | Выступили в роли экскурсоводов, летописцев, историков; мальчики прошли полосу испытаний, подготовленную девочками. |
апрель-май | Военный орден в твоей семье/ коллективно-творческое дело | Поисковая работа в семьях (акция «Военные следопыты»), по материалам поиска дети готовят рассказы «Военный орден в моей семье», узнали о наградах ВОв. |